Земских В. Рудник, не следует сдаваться
6 марта в правительстве области намечено провести совещание, посвященное проблемам Березовского рудника, его дальнейшей судьбе. Специалисты предприятия сейчас готовят экономические выкладки; предложения по выводу коллектива из кризисного состояния. Не остаются без внимания любые дельные советы, прогнозы. Свои мысли, идеи по теме высказал и бывший руководитель предприятия Виктор Егорович ЗЕМСКИХ.
Ясно, что часть экономических реформ, затеянных в последние четыре года в стране, прошла неудачно. Мы надеялись, что они вызовут рост производства, в, том числе золота, увеличат объем строительства жилья, поднимут выпуск собственных сельхозпродуктов. Все получилось с точностью до наоборот. Так, объем производства в целом снизился наполовину. На руднике – в три раза. За это время ухудшилось состояние машин, оборудования, сетей на треть. Оборудование, шахт, цехов, обогатительной фабрики дошло до предела. На обновление хозяйства средств нет. Резко сократилась разведка и подготовка новых горизонтов и блоков. Из более чем ста предприятий золотодобывающей отрасли Российской Федерации только на пяти ведется строительство новых объектов. В это число входит шахта «Центральная». Но тем не менее объем промстроительства на предприятии в сравнении с дореформенным временем сократился в десять раз.
Естественно, экономическое положение прямо влияет на социальное положение работников. Они не получают бесплатное жилье (прежде рудник ежегодно сдавал в эксплуатацию 1-2 дома). Только половина шахтерских детей завтракают в школе: родители остальных не в состоянии оплачивать питание детей. Лишь наполовину заполняется профилакторий «Самородок»: не всем по карману даже льготные путевки сюда. Да, рудник не может выдавать шахтерам достойную зарплату, а причина этого - долги государства перед золотодобытчиками. За драгметалл оно платит теперь почти на треть меньше, оставляя прибыль себе: 25 процентов от стоимости на стадии реализации слитка и затем еще 25 на акцизных сборах после реализации изделий. Значительную часть наших денег государство тратит на поддержание валютного коридора.
Еще несколько лет назад предприятие считалось лучшим в своей отрасли. На совещаниях, встречах эолотодобытчиков, проводимых в Березовском, было что показать - технику, технологию, передовой опыт. Рудник работал стабильно, рентабельно, не превышая средней себестоимости грамма золота в целом по отрасли. И вот теперь, на 251-м году, он может закончить свое существование. Без работы останутся 2500 шахтеров. Туго придется нашим поставщикам леса, металла, взрывчатки. Не говоря уж о том, что государство потеряет березовское золото и прибыль с него.
Давно стали банкротами Исовской и Невьянский прииски. Только на долгах и кредитах держатся некоторые старательские артели. С остановками работает Кочкарьский рудник, и никто не покупает выставленные еще год назад акции, так как его огромные долги в 17 миллиардов рублей пугают даже самых богатых предпринимателей. Березовскому же предприятию до сих пор удавалось удержаться на плаву. Но и у него теперь катастрофическое положение.
В чём же суть допущенных ошибок, о которых так много сегодня говорят организаторы реформ? На примере рудника видно, что, во-первых, были разрушены старые управленческие структуры, занимавшиеся раэведкой, инвестированием, определением цен. Появились новые - Комдрагмет, правительство области, комитет по управлению имуществом, которые мало что решают, не реагируют на рынок и не знают его действия. Во-вторых, приватизация. Она прошла с невиданной скоростью, с какой действуют бандиты при ограблении банка. Предприятия превратились в колхозы, которые разворовывают все, кому не лень. В-третьих, либерализация цен, благодаря ей 10 процентов населения стали богачами, а 90 - нищими без какой-либо надежды на будущее.
В результате таких реформ большинство предприятий оказалось в тупике. Есть ли выход из него, скажем, для рудника? Как показывает история золотодобычи, нужны дифференцированное ценообразование на золото, концентрация инвестиционных и оборотных средств. Для этого необходимо создать крупные территориальные, но не коммерческие управления. Далее, коллективам надо предоставить право свободно избрать форму собственности, организации труда и управления. Это могут быть и акционерное общество, и казенное предприятие, и кооператив, и старательская артель. Разумнее всего вернуть в государственное владение все предприятия-монополисты и сырьевые отрасли. Известно, что во Франции действует только половина частных предприятий, остальные - государственные. Высокий жизненный' уровень населения этой страны - лучший аргумент в пользу такого предложения.
В банковской сети доминирующее положение должны занять государственные банки: опыт последних лет показал, что коммерческие банки не способны направить поток денег в нужном и выгодном государству русле. Необходима более тесная увязка интересов центра, области, территории и предприятий, их коллективов. Ясно, что пришло время изменить систему налогообложения экспертно оценив каждый источник налогов. Ценам и зарплатам должен быть как при торговле валютой установлен коридор. Это, с одной стороны, сохранит поле для конкуренции, с другой, поставит в рамки монопольный разгул цен и остановит все увеличивающуюся пропасть между бедными и богатыми. Как показала жизнь, одна налоговая система с этим справиться не может. Только со временем, когда будут накоплены регулирующие рынок запасы, рамки коридора могут быть раздвинуты, а затем вовсе сняты. Существующий же порядок формирования цен и зарплат без переходных приемов - одна из основных ошибок реформ.
Идут разговоры и об увеличении рабочего времени. Но прежде чем решиться на этот шаг, следует резко сократить различные бюджетные и управленческие расходы и непроизводственные траты, неоправданно большие торговые надбавки и расходы. А, главное, ввести прежде сквозные тарифные соглашения в оплате труда не только в бюджетной, но и производственной сфере.
Рудник, все мы стоим на краю пропасти, но сдаваться не следует. Выход есть, и он не позволит счет годам предприятия остановить на цифре 250.
В. ЗЕМСКИХ, горный инженер.
Это интересно
В конце 19 века, когда владельцем Березовских рудников был Асташев, государство забирало у него 18 процентов, добываемого золота:.. бесплатно. Но это был своеобразный натуральный налог в госказну, который освобождал владельца от прочих налогов, кроме десяти местных. Остальные 82 процента драгметалла, в случае, если Царское правительство отказывалось его брать за деньги, хозяин реализовывал по собственному усмотрению по рыночной цене. 18 - это не такая уж большая цифра: Невьянские прииски отдавали безвозмездно 60 процентов золота. Разница же объясняется различием процентного содержания металла в руде на том или ином месторождении. Если в Березовском оно достигало в ту пору 4 граммов на тонну руды, то у вышеназванных соседей - в среднем 10 граммов. Такой дифференцированный подход к условиям работы предприятий был вызван, конечно же, не просто чувством справедливости, а четким экономическим обоснованием к приносил реальную пользу всем - государству, владельцу золотого рудника, прииска, шахтеру и старателю.
// Березовский рабочий. – 1996. – 27 февраля. – С. 3