На всю оставшуюся жизнь
Много лет на партийной и советской работе трудился в Березовском инженер-строитель П. А. Талызин. Он сроднился со старинным уральским городком, многое сделал для его процветания и развития. Благодарные березовчане присвоили ему звание почетного гражданина города, а Родина – звание «Заслуженный строитель РСФСР».
* * *
Петр Александрович вспоминает:
«С Березовским связана вся моя жизнь. В 1933 году наша семья приехала на Монетное торфопредприятие, где отец стал работать бригадиром, а позже машинистом паровоза. Неизгладимый след в памяти оставили условия труда и жизни торфодобытчиков – они были крайне сложными.
Тяжелая промышленность Урала держалась на плечах тех, кто трудился на торфополях. Об этом, к сожалению, мало знают наши современники. Выражение «на плечах» здесь употреблено не в переносном, а в прямом смысле. Непосредственно перед войной, в годы войны и после нее каждому торфопредприятию предписывалось ежесуточно поставлять на Уралмаш и Первоуральский новотрубный завод по 1000-1200 т кускового торфа со стандартной влажностью, зольностью и объемным весом.
Первоначально добыча торфа производилась с помощью элеваторных машин. Это был изнурительный, тяжелый, в основном ручной труд. Коренная реконструкция Монетного и Лосиного торфопредприятий началась в конце 40-х – начале 50-х годов. В производство стали внедряться многоковшовые экскаваторы, стилочные машины, погрузочные краны. Вместо добычи кускового торфа перешли на фрезерный способ.
Мне приходилось в жизни сталкиваться со многими великолепными организаторами торфодобычи. Это директора ЛТП Е. М. Малик и В. А. Севастьянов, директора МТП А. Н. Башкиров и А. П. Клещев. На этих людях лежала огромная ответственность – за короткое уральское лето, независимо от погоды, произвести и поставить полтора миллиона тонн топлива, равномерно в течение года снабжать им оборонные заводы.
Большими знатоками своего дела на ЛТП были инженер-торфяник З. И. Валиев, начальник узкоколейного железнодорожного транспорта И. И. Сазонтов, главный инженер Д. В. Старостин, главный бухгалтер Д. И. Фролов, начальник паровозного депо Ф. С. Ерогов. Нельзя было не восхищаться мастерством крановщицы Е. С. Ямовой, кавалером ордена Ленина. Помню, на предприятие приезжала финская делегация по обмену опытом. Финны залюбовались работой погрузочного крана и попросили познакомить с машинистом. Каково же было их удивление, когда они увидели перед собой худенькую, малюсенького роста женщину. Было это в 1950 году.
Образцы добросовестного труда показывал машинист паровоза А. С. Порсин. Был на ЛТП интереснейший человек – сезонный рабочий Ф. Магуров. Он очень любил выступать на собраниях актива, а говорил всегда стихами, без бумажки, очень складно, по существу и метко.
Припоминается и такой факт. В начале 30-х годов в поселке Малиновка шли большие лесозаготовки. Там, в частности, на лесопилке заготовлялись брусковые шпалы для поставки в Англию. Каждая шпала должна была быть длиной 2,7 метра и без единого сучка. Эти требования заказчиков неуклонно выполнялись.
Погрузка торфа в вагоны узкой колеи производилась вручную: набрасывали топливо в корзину, поднимали ее по трапу на плечах и вываливали. Работали бригадами. А вот стахановец МТП Н. Логиновских трудился в одиночку. Становился к вагону и за два часа лопатой загружал 20-кубометровую емкость. Во время войны Никифор был на фронте. Вернулся живым и невредимым с боевыми наградами.
В Березовский мы приехали в феврале 1953-го, я стал заведовать промышленно-транспортным отделом горкома партии, который размещался в рубленом деревянном здании на углу улицы Ленина – между школой № 33 и зданием продснаба. Лидировал в городе комбинат «Березовзолото» и его рудники. Повсюду отвалы горной породы, накопившейся за 200 лет. Советский поселок представлял из себя застройку из десятка двухэтажных брусковых домов. В городе ни одного метра асфальтированных дорог или тротуаров. На Монетку и Лосинку ездили на поездах через станцию Аппаратная. В Березовском только три легковые автомашины – у директора рудника, первого секретаря горкома и председателя горисполкома.
В годы войны многие города нашей области приняли несколько сотен различных эвакуированных предприятий и развивались на этой базе. Березовский этого избежал, поскольку комбинат «Березовзолото» крепко оберегал свой горный отвод и опасался, что с появлением других предприятий он лишится многих своих кадров. Но к середине 50-х годов комбинат переходил на новую технологию и предстоял вывод людей с подземных работ на поверхность, сокращение занятости женщин на горных работах. Таким образом, многие люди оставались без дела. Значит, надо строить новые предприятия.
Это хорошо понимали руководители города – первый секретарь ГК КПСС Е. А. Емельянов, второй секретарь Г. С. Варфоломеев, председатель горисполкома К. Ф. Жильцов. Первым шагом на этом пути стало расширение БЗСК на новой стройплощадке Новоберезовского поселка. Требовалось безотлагательно разработать и составить генеральный план города, что и было сделано проектными институтами области и страны.
Трудностей при реализации генплана было более чем предостаточно. И мне выпала честь вместе с другими близкими моему сердцу товарищами, большими патриотами города, претворять его в жизнь. В 1959-1963 годах я работал вторым секретарем горкома партии, в 1963-1972 годах – председателем горисполкома, в последующие 15 лет – зам. председателя облплана по капстроительству. У меня была возможность серьезно влиять на положение дел в городе, и я не уклонялся от решения сложных вопросов.
Многие годы своей жизни посвятил нашему городу первый секретарь горкома КПСС Б. П. Углов, впоследствии директор издательства «Уральский рабочий». Ему принадлежит, в частности, инициатива по переработке отвалов пустой породы в щебень. Большой след в жизни города оставил А. А. Кузьминых, в бытность свою первым секретарем горкома партии. Настойчивости и требовательности этого человека по реализации планов укрепления городского хозяйства многие могут позавидовать.
По моему глубокому убеждению, никто не сделал для города так много, как Н. Г. Ошкуков. На протяжении всего времени, что он был председателем горисполкома и первым секретарем горкома КПСС, этот толковый инициативный человек пользовался большим доверием у березовчан. Николай Григорьевич умел организовать планомерную, целеустремленную работу, не боялся брать ответственность на себя, отстаивая интересы города в вышестоящих инстанциях.
Два десятка лет бессменно руководил горпланом Виктор Михайлович Горшков. Он все знал и все умел. Поэтому и его все знали.
Истории рудника им. Кирова, его трудолюбивым людям посвящено большое исследование В. П. Яриновского. Не могу не упомянуть П. И. Надельсона, стараниями которого возник санаторий-профилакторий «Самородок». Павел Ильич был бескомпромиссным человеком, когда дело касалось здоровья шахтеров. Знатоком недр города зарекомендовал себя Н. А. Щербин – он буквально видел сквозь землю и знал каждую дайку, каждую золотую жилу подземного березовского царства.
Новое здание горсуда возникло во многом как знак большого уважения к народному судье Ф. А. Лямпасовой. Дело прошлое, но следует знать, что и здание городской милиции было построено в нарушение всех существовавших тогда правил и норм, как общежитие.
Финансовое, бюджетное благополучие города на протяжении двух десятков лет обеспечивал К. А. Дубинкин. Нормальному развитию города в самый активный период его жизнедеятельности способствовали управляющая отделением Госбанка Н. Т. Шайгазимова, прокуроры города В. И. Другов, В. Н. Костерин.
Уместно напомнить, что здание нынешней администрации запроектировано студенческим конструкторским бюро строительного факультета УПИ, деканом которого был В. К. Сисьмеков.
Исключительный вклад в развитие города внесли Березовское строительное управление и его начальники П. Ф. Аверкин и О. Л. Шуров. Не было случая, чтобы эти руководители затягивали решение вопросов по строительству в городе объектов, обеспеченных финансированием и материальными ресурсами.
Конечно, я упомянул не всех. Всем названным и неназванным руководителям за большой творческий труд на благо города, за благородство души и помыслов искренняя благодарность и добрая память потомков».
Эти заключительные строки относятся прежде всего к автору воспоминаний, человеку исключительной скромности. О себе он почти ничего не сказал. Если спросить старожилов, то можно услышать такие отзывы: «Талызин? Этот человек знал, что надо строить в городе и умел строить!», «Петр Александрович? Очень чуткий, отзывчивый, вежливый руководитель!». От себя добавим искренне «Спасибо!» за то, что он сделал для родного города. А сделал он много.
// Тетеркин Г.П. Город Березовский / Г.П.Тетеркин. – Екатеринбург: Средне-Уральское книжное издательство, 1998. – 416 с.: ил. – С. 375-379