Башмачникова В. Его истоки

В окно кабинета, где находится заводской комитет профсоюза трактороремонтного завода, ударил яркий луч солнца. Сразу светлее стали лица секретаря партийной организации предприятия В. Е. Кобзева и хозяйки кабинета, председателя заводского комитета профсоюза 3. С. Никоновой. Тем более, что и разговор шел о человеке интересном, которого в поселке Монетном все знают и уважают.

—     Вы знаете, - говорит В. Е. Кобзев, - у него удивительная способность заинтересовать, зажечь людей. Любит он свое дело.

—     Георгий Иванович умеет работать творчески, - добавляет 3. С. Никонова, - он советуется, предлагает конкретные меры по устранению недостатков, и главное - очень инициативен!

А как он умеет увлечь людей! Как-то на заводе ставился вопрос об увольнении одного парня. Шориков тогда поручился за него, и человек исправился, остался в коллективе.

Наш разговор о художественном руководителе Дома культуры трактороремонтного завода Г. И. Шорикове затянулся, И лишь случайно взглянув на часы, я вспомнила о предстоящей встрече с Георгием Ивановичем.

Он меня уже ждал. Поднимаясь на второй этаж, я не переставала удивляться: старенькое здание Дома культуры сияло чистотой, все было аккуратно побелено и покрашено, чувствовалась хозяйская рука. В одной из комнат кто-то, неумело наигрывая, напевал: «Шел отряд по берегу...»

—     Это мальчишки, - тепло улыбается Георгий Иванович, - новички. Ходит их ко мне много. Из подготовительных составов постепенно переходят в основные и заменяют взрослых парней, которые уходят на службу в армию. И сколько бы их ко мне ни пришло, никому не отказываю. Увлекутся - отлично, не понравится – могут уйти. А требования у меня ко всем одинаковые. Певцы, музыканты должны быть трудолюбивыми - это основное. Каждому из них необходима и внешняя и внутренняя подтянутость. Не терплю пьянства, зазнайства, хвастливости. Плохой человек не имеет права выйти на сцену, если даже хорошо поет или танцует.

—     Своих ребят, - продолжает Георгий Иванович, - я никогда не настраиваю на успех, если мы участвуем в каком-то конкурсе. Стали призерами, говорю: «Молодцы. Но мы оказались лучшими среди слабых. А вот как мы будем выглядеть среди сильных?» Поэтому, когда случается неудача, наши самодеятельные артисты по-прежнему бодры и работоспособны.

Мне привелось слышать, как играют и поют вокально-инструментальные ансамбли Шорикова. У большинства солистов были и музыкальность, и задушевность, и взволнованность. Они пели так, будто хотели передать людям самое светлое и сокровенное... Не удивительно, что аплодировали им бурно и продолжительно.

—     Песни - это моя жизненная потребность, - говорит Георгий Иванович. - Люблю заниматься вокалом, постановкой голоса. Иногда у человека вроде бы и особых данных нет, а он все равно поет, душой поет... И таких мы тоже оставляем в коллективе,

Шорикова многие зовут «комиссаром» за вдумчивый, содержательный выбор репертуара. Его вокально-инструментальные ансамбли имеют свое творческое лицо, исполняют песни, испытанные временем, любимые народом.

Творческие истоки Георгия Ивановича глубокими корнями уходят в раннее детство. Родился он в простой рабочей семье в городе Ирбите. Веселой певуньей была мать, а отец выделывал чудеса на незатейливом народном инструменте - балалайке. Едва сынишка подрос, отдали его в музыкальную школу по классу баяна. Были у мальчика и способности, и желание, так что учился он успешно.

Закончив восемь классов, поступил в Свердловское музыкальное училище имени Чайковского. Три года в училище дали ему огромный духовный и эмоциональный заряд на всю жизнь. Играл на баяне, на духовых инструментах, пел, участвовал в художественной самодеятельности, сочинял песни и писал к ним музыку (это увлечение, кстати, осталось у него на всю жизнь), одним словом, жил напряженной жизнью. Его приглашают на работу преподавателем культпросветучилища. И здесь то же горение, то же творчество: аккомпанировал, писал музыку, преподавал по классу баяна - его хватало на все в течение шести лет.

В поселок Монетный приехал по приглашению своих друзей. Художественную самодеятельность пришлось начинать с нуля. В Доме культуры было всего лишь два инструмента: баян да разбитый барабан. Играть на них было некому.

— Я мог бы заняться вокальным пением, - говорит Георгий Иванович, - но необходимостью были вокально-инструментальные ансамбли. Какие же танцы, вечера, различные мероприятия без музыки? И в порядке самообразования осваиваю все необходимые инструменты. Затем пошел в школу, набрал шестиклашек, стал их обучать. Сейчас у нас создано три играющих ансамбля, два подготовительных да еще два состава служат в армии. Этой осенью ребята вернутся, - чуть приметно улыбаясь, продолжает Шориков. И в его словах неподдельная радость от предстоящей встречи со своими воспитанниками, которые ему по-настоящему дороги.

Сколько их было? Десятки и десятки людей, которых он приобщил к музыке, к искусству, которые стали от этого лучше, добрее, духовно богаче.

...Супруги Шориковы ненадолго уезжали из поселка. И за это время кто только не перебывал у них «с Монетки». Сердились, просили, звали. Шориковы вернулись, как возвращаются в родимый дом, - с облегчением, навсегда.

А ведь ехал сюда с мыслью - ненадолго, - задумчиво говорит Георгий Иванович, - А сейчас просто не могу обмануть доверие людей, а особенно ребят. И как бы я мог работать без их помощи, поддержки? Они меня ни разу не подвели, я им благодарен за преданность искусству.

Он так и сказал: «Я им благодарен...» А можно было сказать иначе, выражая его же, Шорикова, мысли: «Спасибо вам, люди, люди, которые стали мне родными и близкими. Что я без вас?»

В, БАШМАЧНИКОВА
// Березовский рабочий. – 1978. – 14 марта № 31 (5101). – С. 4