Под контролем – ход выполнения комплексного плана

Из доклада председателя исполкома горсовета, члена бюро горкома КПСС Н.Г.Ошкукова

Исходя из особенностей развитого социализма, все возрастающих задач хозяйственного и культурного строительства, в нашей стране неуклонно повышается роль государственной плановой дисциплины, возрастает значение комплексных перспективных планов экономического и социального развития коллективов. Разработанные, на основе всестороннего анализа экономики, нужд и запросов трудящихся такие планы позволяют предусматривать пропорциональное развитие промышленности, отраслей городского хозяйства и своевременно определять необходимость решения той или другой социальной проблемы.

Комплексный план развития города на 1976-1980 годы, одобренный пленумом горкома КПСС и утвержденный сессией городского Совета народных депутатов в августе 1976 года, представляет собой развернутую программу практических мероприятий по развитию каждого трудового коллектива, рабочих поселков и города в целом. Предусматривается, что объем промышленного производства возрастет за пятилетие на 35-40 процентов и составит к 1980 году 120-130 миллионов рублей. Ввод основных производственных фондов увеличится более чем на 100 миллионов рублей. Ускоренные темпы роста основных фондов в промышленности послужат надежной базой для повышения технического уровня всего общественного производства. В сельском хозяйстве капитальные вложения на новое производственное строительство, внедрение передовой техники и технологии составят около 10 миллионов рублей. За пятилетие на 40 процентов увеличится грузооборот городского автотранспорта.

Предусмотрено построить 155-160 тысяч квадратных метров общей жилой площади, в результате государственный жилой фонд возрастет к уровню 1975 года на одну треть. Запланирован ввод в эксплуатацию детских дошкольных учреждений на 1400 мест, школ более чем на две тысячи мест, пионерского лагеря, домов культуры в поселках Монетном и Шиловке и ряд других объектов культурно-бытового назначения.

Пятилетним планом намечено дальнейшее укрепление материально-технической базы строительных организаций города.

В городе и рабочих поселках в текущую пятилетку расширится сеть водопроводных и канализационных сооружений, уровень газификации квартир достигнет 60 процентов. Потребление воды из центральных источников в расчете на одного жителя в сутки увеличатся почти на 20 процентов. Предусматривается улучшение медицинского обслуживания населения за счет расширения сети больничных учреждений. Получит дальнейшее развитие система всеобщего среднего образования молодежи. В комплексном плане на десятую пятилетку есть разделы по рациональному использованию и охране природных ресурсов.

Таковы в общих чертах планы экономического и социального развития города. Выполнение намеченных мероприятий во многом зависит от согласованности действий партийных организаций и местных Советов, хозяйственных руководителей. Безусловно, первостепенная роль в реализации плана отводится местным Советам, которые согласно статьи 147-й Конституции СССР наделены правом контроля и координации деятельности всех предприятий, учреждений и организаций независимо от их ведомственной подчиненности, расположенных на территории Совета, в области строительства, использования трудовых ресурсов, производства товаров неродного потребления, социально-культурного и бытового обслуживания населения. На сессиях городского и поселковых Советоа, заседаниях исполкомов периодически рассматриваются важные вопросы развития города, поселков, отдельных отраслей местного хозяйства.

Следует отметить активность многих депутатов, постоянных комиссий и депутатских групп в деятельности Советов, Они оказывают существенную помощь городскому и поселковым Советам в работе по реализации пятилетнего плана.

В соответствии с постановлением бюро областного комитета КПСС, облисполкома, в 1977 году исполком горсовета совместно с промышленными предприятиями под руководством горкома партии провели работу по разработке комплексной программы ускоренного роста производительности труда и рациональному использованию трудовых ресурсов.

Подводя основные итоги деятельности по выполнению комплексного пятилетнего плана, необходимо отметить, что все промышленные коллективы успешно выполнит и задания двух лет, обеспечили в целом по городу рост объеме производства и реализации промышленной продукции более чем на 12 процентов. Коллектив совхоза «Шиловский» досрочно, к 60-летию Октября, выполнил государственный план двух лет пятилетки по продаже государству молока, мяса, картофеля и овощей.

За истекший период пятилетки в городе и рабочих поселках построено 68,8 тысячи квадратных метров жилой площади. В результате расширения сети магазинов и столовых товарооборот в сравнении с 1975 годом возрос на пять миллионов рублей. Построено 4 детских дошкольных учреждения на 840 мест, что несколько больше, чем за всю девятую пятилетку, сдано в эксплуатацию школ на 640 мест, поликлиник на 600 посещений в смену, газифицировано 2400 квартир и т. д.

Прошедший период характеризуется дальнейшим повышением уровня материального благосостояния и культуры наших трудящихся. Более полутора тысяч семей березовчан улучшили жилищные условия. На 4,4 миллиона рублей увеличились, вклады в сберегательные кассы, а общая сумма вкладов составляет уже 25 миллионов рублей. В личном пользовании березовчан 6 тысяч легковых автомобилей и мотоциклов. За 1976-1977 годы населению продано промышленных товаров на общую сумму 34 миллиона рублей. Средняя заработная плата промышленно-производственного персонала в сравнении с 1975 годом увеличилась более чем на 10 процентов и составляет сегодня 200 рублей.

Вместе с тем, анализ выполнения комплексного плана экономического и социального развития города на десятую пятилетку показывает, что в работе городского и поселковых Советов, хозяйственных руководителей, партийных, профсоюзных и комсомольских организаций имеются серьезные недостатки. При составлении городского плана учитывались данные комплексных планов экономического и социального развития коллективов, то есть предложения самих предприятий. А в итоге получается, что на ряде промышленных предприятий темпы роста объемов производства и производительности труда ниже запланированных, не ведется  необходимой работы по повышению качества выпускаемой продукции. Ожидалось, что основной прирост промышленной продукции будет получен за счет ввода в эксплуатацию новых мощностей Уральского завода прецизионных сплавов и реконструкции действующих предприятий. Однако по объектам промышленного назначения допущено большое отставание в освоении выделенных капитальных вложений. Самых серьезных нареканий заслуживают в этом отношении строительные организации – стройуправление № 17 треста «Режтяжстрой», Ключевская ПМК, Монетное СМУ.

Озабоченность городского комитета КПСС, исполкома горсовета вызывает допущенное отставание по строительству жилья и объектов культурно-бытового назначения.

Сложная обстановка складывается и по развитию коммунального хозяйства города и поселков, развитию инженерных сетей и коммуникаций. В поселках Монетном, Старопышминске, Теплом Ключе затягивается строительство очистных сооружений и коллекторов. Задерживается ввод локальных очистных сооружений на Березовском ремонтно-механическом и трактороремонтном заводах. Недопустимо отстает развитие инженерных сетей в микрорайоне № 1 Советского поселка и в районе улицы Красных Героев. В соответствии с комплексным планом в 197S году должны быть начаты работы по установке второго котла ПТВМ-50 в Советском поселке и строительству двух магистральных теплосетей. Однако эти работы, которые обязаны выполнять рудник имени С. М. Кирова, Уральский завод прецизионных сплавов, опытный завод «Уралэнергоцветмет», еще не начаты.

Критически оценивая сложившуюся обстановку, надо признать, что исполкомы городского и поселковых Советов слабо еще организуют, направляют и контролируют работу по реализации комплексной программы пятилетки. Недостаточен контроль за выполнением запланированных мероприятий и со стороны первичных партийных и профсоюзных организаций.

Будущее города во многом зависит от развития Уральского завода прецизионных сплавов, в сметно-финансовом расчете строительства завода заложены практически все средства на создание инженерных сетей и коммуникаций и строительство многих объектов культурно-бытового назначения. Поэтому руководству завода необходимо еще раз внимательно рассмотреть свою пятилетку и принять все меры для выполнения намеченного. Не позднее 1980 года завод должен дать городу воду из речки Становой. В текущем году надо решить вопросы по проектированию и строительству канализационного коллектора второй очереди городских очистных сооружений, магистрального теплопровода от Новосвердловской ТЭЦ. Сегодня уже имеются все исходные данные, чтобы приступить к выполнению этих крупных и важных для города работ.

Много нерешенных вопросов и в рабочих поселках. Сложная обстановка с обеспечением теплом и водой жителей Теплого Ключа. Медленно решаются проблемы газификации поселка Монетного. Не выполняются предусмотренные пятилетним планом объемы капиталовложений и в совхозе «Шиловский». Хозяйственные руководители, поселковые Советы обязаны более решительно и настойчиво решать вопросы по реализации программ, принятых трудовыми коллективами.

Многое по реализации комплексного плана развития города предстоит сделать в текущем 1978 году. В первую очередь, необходимо закрепить достигнутые успехи в работе промышленности и завершить год без отстающих предприятий. В соответствии с принятыми обязательствами работники сельского хозяйства обязаны к 7 октября 1978 года – первой годовщине принятия новой Конституции СССР – выполнить план 10 месяцев по сдаче государству мяса, молока, картофеля и. овощей. Необходимо продолжить начатую работу по строительству свинарников. В целом ставится задача к концу пятилетки построить свинарников на две тысячи голов. В соответствии с программой жилищного и культурно-бытового строительства предстоит освоить в текущем году около 7 миллионов рублей. Безусловно, успешное решение заданий 1978 года будет способствовать успешному выполнению плана всей 10-й пятилетки. Серьезной и ответственной задачей исполкомов городского и поселковых Советов, хозяйственных руководителей, отдела по делам строительства и архитектуры, строительных организаций является комплексная застройка и благоустройство города.

В связи с введением новых ГОСТов и СНиПов необходимо проектировать и строить дома улучшенной планировки, внедрять новые отделочные стройматериалы, в современном стиле оформлять фасады и интерьеры. Разработка и проектирование микрорайонов должны на 2-3 года опережать строительство. Объекты надо возводить там, где они будут решать комплексную застройку, улучшать облик города.

На VI сессии городского Совета 15 созыва был рассмотрен и утвержден план по благоустройству города и поселков на 10-ю пятилетку. Сделано по выполнению этого плана немало. Однако объем работ по приведению города в образцовое состояние еще очень значителен. Ставится задача комплексно проводить и благоустройство. Посадки деревьев и кустарников нужно вести по единому плану озеленения с высоким качеством и культурой.. Установлено, что в текущем году главными объектами благоустройства будет путепровод и расширение дороги от улицы Чапаева до транспортной конторы треста «Уралэнергострой», а также расширение моста через речку Березовку и завершение работ по Историческому скверу и парку Победы. Следить за чистотой города – забота не только горкомхоза и комбината коммунальных предприятий, необходимо, чтобы этим делом постоянно занимались вся трудовые коллективы, население по месту жительства, проявляли заинтересованность все хозяйственные руководители предприятий и организаций.

Советы сегодня в ответе за организацию торговли и службы быта, за соблюдение Закона о всеобуче, улучшение медицинского обслуживания населения, за работу всех организаций и учреждений, расположенных на их территории. Много средств затрачено на укрепление их мате­риальной базы. И березовчане вправе ожидать от работников сферы услуг повышения культуры, качества, эффективности всей их деятельности. Работникам сферы обслуживания нельзя забывать, что всевозможные виды услуг – не просто отрасли, обязанные выполнять план, а службы, непосредственно имеющие дело с людьми, с разнообразием их вкусов.

Исполкомы городского и поселковых Советов, организуя выполнение плана экономического и социального развития города, высокую требовательность, взыскательность должны проявлять ко всему, что касается интересов человека.

В заключение докладчик выразил уверенность, что под руководством городской партийной организации советский, хозяйственный и партийный актив примут все необходимые меры . по выполнению плана экономического и социального развития города на десятую пятилетку.

// Березовский рабочий. – 1978. – 6 мая. – С. 2-3