Опенкина С. Герои воздушных боев

(Продолжение. Нач. в № 93, 103, 110, 116, 127, 136)

Среди тех, кто в годы Великой Отечественной войны отважно сражался с врагом в воздухе, было немало и летчиков из нашего городка. Это коммунисты В. А. Леонтьев, М. А. Устюжанин, К Д Таюрский, П. К. Поморцев, Ф. А. Топорков, комсомольцы Б. Б. Усольцев, П. Н. Румако, М. С. Луговых, Н. Д. Вшивцев и многие другие.

Василий Александрович Леонтьев – ровесник Великого Октября. Родился он в рабочей семье в поселке Старопышминске. Здесь прошло его детство, здесь окончил начальную школу. А когда исполнилось 13, перешел жить к деду Н. Д. Вольхину, дом которого стоял в Березовском заводе по ул. Красных Героев, 22.

Николай Данилович считался мастером на все руки, в совершенстве владел кузнечным искусством, был одним из первых строителей Уралмаша. В его многодетной семье всем детям и внукам прививались высокие моральные устои и рабочее мастерство. Вася рос трудолюбивым, смекалистым пареньком, пристрастился к книгам.

Поступил в школу горпромуча, получил специальность горного слесаря, но поработать в шахте долго ему не довелось; не хватало физической закалки, он часто болел. Пришлось перейти в Свердловский трамвайный парк, где дед возглавлял инструментальный цех. Комсомольца-стахановца В. Леонтьева охотно приняли в аэроклуб. Днем он напряженно трудился за слесарным верстаком, а вечером учился летному мастерству. В 20 лет юноша стал профессиональным летчиком.

В 1939 году В. Леонтьев участвовал в войне в белофинами. Экипаж бомбардировщика, которым он командовал, совершил 38 боевых вылетов. Отважного летчика наградили орденом Красного Знамени, приняли в ряды ленинской партии.

Великую Отечественную войну наш земляк встретил в должности заместителя командира 24-го бомбардировочного полка. В воздушных битвах с врагом он участвовал с первого до последнего дня войны, совершил 214 боевых вылетов. Четырежды горел в воздухе, четырежды смотрел в глаза смерти. В первый раз это случилось в день начала войны. 22 июня 1941 года скоростной бомбардировщик обрушил свой смертоносный груз на фашистов в районе Бреста, но был подбит огнем зениток. Пилоту удалось дотянуть горящую машину до своего аэродрома. В декабре этого же года самолет Леонтьева был подбит во второй раз над территорией, оккупированной врагом. После посадки экипажу пришлось пешком пробираться к линии фронта. По пути к своим обнаружили штаб вражеской части. Можно, конечно, обойти, но это не в характере командира и его экипажа. Дерзкая, глубоко продуманная вылазка закончилось успешно: удалось захватить ценные секретные документы и доставить их советскому командованию. За эту операцию все члены экипажа получили государственные награды. На кителе командира засверкал орден Ленина.

Еще дважды – в феврале 1942-го и в июне 1943-го – фашисты подбивали самолет Леонтьева, но членам экипажа удавалось живыми и невредимыми возвращаться к своим. В 1945 году Василий Александрович семь раз бомбил логово фашизма – Берлин.

За боевые подвиги в годы Великой Отечественной войны В. А. Леонтьеву присвоено звание Героя Советского Союза.

Михаил Александрович Устюжанин – коренной житель нашего города, потомственный горняк. После окончания семилетки стал работать учеником токаря на мехзаводе (ныне ЦРГО рудника им. С. М, Кирова), за короткий срок паренек в совершенстве овладел профессией токаря. В коллективе его уважали как отличного производственника и активного комсомольца.

В октябре 1939 года Михаила призвали в ряды РККА. Успешно закончил школу младших авиаспециалистов, до конца службы оставалось не так уж и много, но тут грянула Великая Отечественная. И стал наш земляк воздушным стрелком на штурмовике ИЛ-2, который немцы прозвали «шварце тодт» (черная смерть).

На этой грозной машине комсомолец Устюжанин воевал умело, грамотно. В 1943 году коммунисты 806-го авиаполка штурмовой авиации единогласно приняли отважного стрелка в ряды КПСС. На его счету 158 боевых вылетов, лично он сбил три самолета противника.

Особенно отличился коммунист Устюжанин при штурме фашистских укреплений на Сапун-горе, бомбил вражеские аэродромы на мысе Херсонес и в Севастополе. Ранение вывело его из строя на три месяца. После излечения вновь вернулся в строй и продолжал успешно громить врага с воздуха до полного его краха. За ратные подвиги награжден двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны I степени, орденом Красной Звезды и медалями.

Константин Дмитриевич Таюрский родился в 1922 году в Сибири. В 1938 году семья переехала на постоянное жительство в Березовский. Костя, с детства мечтавший быть летчиком, поступил в Свердловский аэроклуб. В октябре 1940 года его призвали в армию. В грозные годы войны он показал себя грамотным и бесстрашным пилотом. Фронтовые газеты сообщали о героизме, проявленном Таюрским в воздушных боях. Вот строки одной из заметок: «...Железнодорожная станция Иловайская Донецкой области была до отказа забита эшелонами с живой силой и техникой противника. Под руководством командира Таюрского весь бомбовый груз воздушного корабля был метко нацелен на эти эшелоны. Станция на двое суток вышла из строя, что имело немаловажное значение для наших войск».

Особенно ярко проявился талант летчика в воздушных боях при освобождении Белоруссии. Таюрский почти ежедневно совершал боевые вылеты, крушил мощные фашистские укрепления под Витебском и Оршей, Минском и Гродно. На фронте стал коммунистом. Был тяжело ранен, но после излечения в госпитале вновь вернулся в строй и активно участвовал в боях за освобождение Прибалтики. Родина высоко оценила подвиги К. Д. Таюрского, наградив его двумя орденами Красного Знамени, тремя орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны и многими медалями.

Не расстался с авиацией Константин Дмитриевич и после войны. После окончания Военно-воздушной академии им. Жуковского стал летчиком-испытателем. Многим новым машинам дал Таюрский путевку в небо, за что ему присвоено почетное звание «Заслуженный летчик-испытатель».

В годы войны при выполнении боевых заданий многие летчики, проявив героизм и мужество, погибли в воздушных боях. Среди них есть и березовчане, Это гвардии полковник П. К. Поморцев, кавалер ордена Ленина и двух орденов Красного Знамени. Погиб в 1944 году. В этом же году под Севастополем был сбит самолет гвардии лейтенанта комсомольца Б. В. Усольцева. На его счету было 80 боевых вылетов. Награжден орденом Красного Знамени. Годом раньше погиб штурман бомбардировочной авиации гвардии младший лейтенант П. Н. Румако, кавалер ордена Красной Звезды. Летчик-истребитель лейтенант Н. Д. Вшивцев в воздушном бою сбил самолет противника, но и сам не вернулся на свой аэродром. Такая же участь постигла летчика М. С. Луговых, уроженца поселка Сарапулки. Вечная слава и память погибшим соколам!

В заключение следует хотя бы коротко поведать о нашем славном земляке А. И. Ильиных. Родился он в 1910 году в потомственной горняцкой семье. Подрос, стал работать в шахте. С рудника и ушел в армию. В 1938 году механиком по авиавооружению участвовал в боях против японских милитаристов у озера Хасан. Позже сдал экстерном экзамены за курс военного училища и стал авиатехником.

Александр Иванович прослужил в частях ВВС 13 лет – с 1933 по 1946 год. Он не совершал геройских подвигов в воздухе, но своим добросовестным, самоотверженным трудом на земле во многом способствовал успешному выполнению летчиками боевых заданий. Пилоты уважительно называли его «добрым доктором Айболитом». Поврежденные в боях самолеты, побывав в искусных руках старшего лейтенанта технической службы Ильиных, действовали безотказно.

(Продолжение следует)

С. ОПЕНКИНА. Краевед
// Березовский рабочий. – 1983. – 13 декабря. – С. 2