Останина Г. Доверие – путь к самостоятельности
На прошедшей недавно городской учительской конференции обсуждались вопросы о роли комсомольской и пионерской организаций, ученического самоуправления в коммунистическом воспитании учащихся, развитии в них активной жизненной позиции, самостоятельности. В своем докладе инспектор гороно Л. С. Яшина подчеркнула, что сейчас особенно важно уметь правильно организовать педагогическое руководство детскими организациями. От того, как относится администрация школы к активам пионерии и комсомолии, к их предложениям и идеям, во многом зависит авторитет обеих организаций. Особый такт, умение должно быть в этом отношении у классных руководителей. Мудро поступают те педагоги, которые гибко руководят советом отряда, бюро класса, не навязывая своей точки зрения.
На это же обратила внимание своих коллег учитель школы № 5 М. Д. Дорохина. Преподаватель, сказала она, не должен быть главным действующим лицом в жизни даже пионерского класса, ему необходимо уважать права ребят. В четвертом классе, которым руководит Маргарита Дмитриевна, жизнь пионеров очень интересна. У всех звеньев, у каждого ученика есть какое-то важное поручение. Раз в месяц поручения меняются. Таким образом, педагог видит в течение года каждого ребенка в различных ролях, имеет возможность определить, что больше всего тому или иному школьнику нравится.
Старшая вожатая школы № 10 Е. А. Баринова также старается, чтобы в пионерской комнате никто не сидел без дела. Задания получают все: книжку ли подклеить, карандаши подточить, написать плакат. А потом вожатая обязательно проверит, выполнено ли поручение, посоветует, как лучше сделать, похвалит, если нужно. И это очень важно, ведь многие ребята не выполняют заданий потому, что их никто не контролирует. Обратимся вновь к опыту М. Д. Дорохнной. В обычные дневники ее ребят вклеиваются красочные эмблемы пионерских дел. В конце дневника выставляется оценка за выполнение поручения, родителям особенно отличившихся детей пишется благодарность. И вот результат этой работы: из 30 человек 16 учатся без троек. Все ребята посещают кружки, в классе есть свой вокальный ансамбль.
Пока немало проблем в педагогическом руководстве школьным комсомолом. Нередки, к сожалению, такие факты, когда администрация берет на себя функции и полномочия комитета ВЛКСМ. После этого не приходится удивляться тому, что у комсомольцев нет ответственности за дела своей организации. Порой мы забываем, что руководство комсомолом имеет свои особенности: учителя, классные руководители должны рассматривать ребят как: равных себе во всех делах. Убеждение, совет, а не приказ – по такому принципу строят работу педагоги школ № 1, 2, 5, 7, 32. Так, в школе № 1 в практику вошло проведение партийно-комсомольских собраний, на которых регулярно рассматриваются проблемы идейно-политического, трудового и нравственного воспитания старшеклассников. Нередки совместные заседания партийного бюро и комитета ВЛКСМ. Сейчас в комсомольской организации налажена четкая система соревнования между классами, регулярно подводятся его итоги. В конечном счете поднялась активность ребят, их боевитость, инициативность. Уже второй год старшеклассники самостоятельно, без напоминаний и указаний организуют субботники на строительстве Дома культуры рудника имени С. М. Кирова. Здесь каждый класс получает от мастера стройки специальную справку с оценкой сделанной работы. Потом эти справки обсуждаются на заседании комитета ВЛКСМ. Так довернем воспитывается у школьников самостоятельность, ответственность и инициативность.
Г. ОСТАНИНА, инструктор горкома КПСС
// Березовский рабочий. – 1982. – 19 января. – С. 3